Слепой полет
Если во время полета земля видна, то вы можете определять относительное положение самолета по положению линии горизонта. Направление вашего полета выдерживается при помощи магнитного компаса или гирополукомпаса, а в некоторых случаях и радиокомпаса; но в то же время вы проверяете путь самолета, сличая видимые на земле ориентиры с картой. Такое самолетовождение называется полетом с визуальной ориентировкой.
Полет с помощью приборов необходим в тех случаях, когда самолет находится в тумане или облаках и зрительная связь летчика с землей потеряна. В этом случае летчик должен полностью довериться приборам. Я говорю это потому, что существует довольно большое различие между нашими личными ощущениями и показаниями приборов, в особенности в начальный период обучения слепому полету.
Прежде чем перейти к дальнейшему, необходимо твердо запомнить, что при слепом полете вы должны поменьше считаться со своими ощущениями, а доверяться исключительно показаниям приборов, так как последние всегда точны. Теоретическое ознакомление со слепыми полетами даст вам лишь общее представление о них. Вы можете овладеть этим видом полетов только в итоге глубокого изучения процесса работы приборов и систематической
тренировки в слепом полете (под’колпаком). Никогда не пытайтесь совершать слепой полет, пока вы еще не прошли необходимой тренировки, о которой будет сказано ниже.
«Полет по приборам» часто называют «слепым полетом» в силу того, что действительный горизонт в этом случае невидим. Этот термин не совсем правилен, потому что, в то время как земля уходит из поля вашего зрения вследствие темноты или тумана, вы при помощи различных приборов все же отчетливо ориентируетесь в полете.
Во избежание путаницы мы разделим приборы на три различные группы, как показано на рис. 384, 385 и 386. Очень важно, чтобы вы знали особенности всех приборов.
Разница между истинной и технической (показанной на приборах) воздушной [32] скоростью самолета колеблется в зависимости от максимального показания указателей скорости: 150, 300 или 500 км/час. Однако, чтобы получить истинную скорость для наших практических целей, достаточно прибавлять к показаниям прибора 5% на каждую 1 000 м высоты. Оставшаяся после этого разница скорости незначительна и ею можно пренебречь. Если бы мы даже получили истинную воздушную скорость самолета, это еще не даст нам его путевой скорости (скорости относительно земли). Тем не менее при слепых полетах указатель скорости является важным прибором, однако, несколько запаздывающим в своих показаниях.
Вы должны знать, что указатель вертикальной скорости (вариометр) может оказать значительную помощь в тех случаях, когда указатель воздушной скорости запаздывает.
Высотомер должен быть очень чувствительным и иметь весьма малое запаздывание.
Гирополукомпас в сочетании с компасом и указателем поворота — один из приборов, наиболее необходимых для слепого полета.
«Авиагоризонт» является «заместителем» видимого истинного горизонта.
Пытаться летать в тумане без предварительной тренировки и опыта равносильно тому, что вы броситесь в воду на глубоком месте, а затем вспомните, что не умеете плавать.
Рис. 384. Аэронавигационные приборы состоят из магнитного компаса, визуального указателя радиокомпаса и наушников для приема направленных звуковых сигналов.
Рис. 385. Пилотажные приборы состоят из указателя скорости, указателя поворота, указателя вертикальной скорости (вариометра), высотомера, гирополукомпаса и «авиагоризон — з§£ та». Каждый из этих приборов выполняет свое специальное назначение; все они, взятые вместе, дают летчику все необходимое для определения положения самолета в полете.
При помощи руля высоты вы регулируете воздушную скорость самолета, меняя угол атаки. Указатель поворота отражает движения руля направления и крен, придаваемый элеронами. Верти — зв"0.’ кальная скорость зависит от мощности мотора, поэтому она в значительной мере регулируется газом (дроссельной заслонкой).
Высотомер, естественно, указывает высоту самолета над уровнем той точки земли, с которой он поднялся. Гирополукомпас, о котором мы уже говорили, устанавливается по компасу. Он особенно необходим в тех случаях, когда требуется точно выдержи — рис вать заданное направление. Толь — 386′ ко при прямолинейном и горизонтальном полете компас покажет вам правильное направление. Известно, что обычный магнитный компас склонен отставать при резких поворотах самолета
справа налево; если же поворот производится слева направо, то компас опережает скорость поворота. Однако, требуется несколько секунд, чтобы он пришел в нормальное состояние и снова давал правильные показания. Кроме того, если самолет двигается не прямо на север или на юг, а в каком-либо ином направлении и нос его приподнят, то стрелка компаса будет отклоняться к югу. Если нос самолета опускается, то стрелка компаса отклоняется к северу. Эти свойства компаса не окажут вам большой помощи при слепом полете в завихренном воздухе. В таких случаях можно довериться гирополукомпасу, который является надежным проводником. Гироскопический авиагоризонт дает вам непосредственное зрительное отражение положения самолета относительно земли.
Приборы, указанные на рис. 384 и 385, при раздельном чтении их, а также при рассматривании вместе, делают возможными слепые полеты, но не раньше, чем вы приобретете практический опыт. Подобно скрипачу, вы должны практиковаться, прежде чем сделаться виртуозом.
Рис. 386. Моторные приборы. Эта группа приборов контролирует работу мотора и тех деталей, которые находятся внутри и вокруг него. Кроме того, имеется порядочно и других вспомогательных приборов, но недостаток места не позволяет нам все их перечислить.
Прежде чем приступить к практическим слепым полетам, разрешите мне напомнить вам, что высотомер перед полетом должен быть установлен на нуль, чтобы указывать высоту не над уровнем моря, а над уровнем аэродрома, с которого самолет взлетает. Ниже указан порядок пользования рычагами управления для сохранения определенного положения самолета в воздухе.
2
Элероны
(для управления поперечной
устойчивостью)
Основной прибор:
указатель скольжения
Вспомогательный прибор: авиагоризонт
3
Руль высоты
(для управления в верти-
кальной плоскости)
Основной прибор: указатель скорости
Вспомогательный прибор: указатель вертикальной скорости (вариометр)
Высотомер и указатель вертикальной скорости используются совместно, контролируя друг друга, так же как гирополукомпас,
магнитный компас и указатель поворота работают отдельно, но должны читаться вместе.
Когда стрелка указателя поворота отклоняется от среднего положения влево или вправо, примерно, на ширину самой стрелки (в зависимости от чувствительности данного прибора), а шарик указателя скольжения остается в среднем (нулевом) положении, то самолет делает правильный [33] поворот с креном, примерно, на 15°. При этом показании самолет, независимо от скорости, совершит поворот на 360° в 2 минуты или на 180° в 1 минуту. Когда стрелка указателя поворота отклоняется, примерно, на две свои ширины, крен составляет около 30°; отклонение на три ширины показывает крен в 45°. Когда мы с вами поднимемся, мы попрактикуемся в этих поворотах и понаблюдаем за положением стрелки.
В воздухе будут выполнены следующие упражнения: прежде всего вы будете практиковаться в прямолинейном полете, удерживая стрелку указателя поворота в центре. Я же позабочусь об остальном. Затем вы будете практиковаться в том, чтобы удерживать шарик указателя скольжения в среднем положении. Наконец, вы будете сохранять вертикальное направление при помощи руля высоты, что, как вы уже знаете, имеет прямое отношение к поступательной скорости полета. После того как вы овладеете этими тремя основными упражнениями, вы перейдете к работе газом (дросселем) в сочетании с остальными рычагами управления, либо сохраняя прямолинейный и горизонтальный полет, либо снижаясь или поднимаясь с определенной вертикальной скоростью (указатель вертикальной скорости).
Следующей вашей задачей будет выравнивание самолета для прямолинейного и горизонтального полета после подъема, что достигается следующим образом:
1) Следя за высотомером, наберите заданную высоту.
2) Приведите указатель поворота в среднее положение.
3) Не трогайте секторов управления газом.
4) Установите стабилизатор так, чтобы заставить нос самолета опуститься.
5) Удерживайте стрелку указателя вертикальной скорости (вариометра) на нуле при помощи руля высоты.
6) При этих условиях скорость самолета будет приближаться к крейсерской скорости, и в этот момент вам придется регулировать газ для получения числа оборотов, соответствующего крейсерской скорости.
7) Действуйте стабилизатором до тех пор, пока не прекратится давление на ручку управления, вызванное опусканием носа самолета.
Для планирующего спуска с определенной воздушной скоростью надо:
1. Сохранять заданную скорость при помощи руля высоты, установив одновременно стабилизатор так, чтобы он удерживал самолет на этой скорости при брошенной ручке.
2. При помощи газа установить самолет так, чтобы стрелка вариометра держалась на нуле.
3. Если теперь убрать газ (закрыть дроссель), то самолет перейдет в планирование, сохраняя заданную поступательную скорость *.
После этого мы выполним виражи с подъемом, спирали, фигуры высшего пилотажа, потерю скорости и штопор. Все это должно быть правильно выполнено вами под колпаком, причем вы должны смотреть только на приборную доску. [34]